«Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках»: именно так впервые описывает своего главного героя писатель Борис Акунин (признан в РФ иноагентом).
По ходу развития сюжета книг Фандорин менялся: он начал заикаться и обзавелся седыми висками и тонкими усиками. Однако детали образа любимого многими литературного сыщика создатели экранизаций детективов игнорировали: можно сказать, что ни один из экранных Фандориных не соответствовал портрету из книг! А с воссозданием образа Эраста Петровича каждый из исполнителей роли справлялся по-своему.
Илья Носков — «Азазель», 2002
Честь стать первым Фандориным российского кинематографа в четырехсерийной экранизации романа «Азазель», первого в цикле о приключениях Эраста Петровича, выпала Илье Носкову. Сериал снимал сам Александр Адабашьян, автор обожаемых миллионами «Приключений Шерлока Холмса» с Василием Ливановым. Носков был юн, свеж и, собственно, румян, однако поклонники сыщика остались недовольны кастингом главного героя. Вдобавок роль, обещавшая послужить для молодого актера карьерным трамплином, не стала прорывной. «Азазелю» прочили повтор успеха «Шерлока Холмса», но, увы, сериал довольно скоро забыли.