Ирина Притуленко — эксперт по PR-продвижению с более чем 10-летним опытом работы в индустрии в сегменте fashion, премиум- и люкс-брендов, основатель коммуникационного агентства PRITULENKOPR, лайфстайл-блогер и ведущая подкаста «ЛЮБИМ. УМЕЕМ. PRAKТИКУЕМ» — про полезный опыт в сегменте селебрити-маркетинга, статусе инфлюенсера и ценные лайфхаки, с помощью которых прямо сейчас можно начинать работу над личным брендом.
13 августа 2024
«Я делаю то, что хорошо умею»
Woman.ru: Ирина, автор метода психодрамы Якоб Морено утверждал, что человек развивается тогда, когда развивает свои роли. Вы — основатель коммуникационного агентства, в котором занимаетесь продвижением брендов и артистов, вы — инфлюенсер, успешно развиваете личный бренд, вы — автор лайфстайл-блога и ведущая популярного подкаста. Любопытно, как вы совмещаете все эти роли и какая из них на данный момент главная?
Ирина: Начнем с того, что кроме вышеперечисленного я еще жена, мама, сестра и дочь. Я человек-оркестр, выбираю и успешно совмещаю все роли, они неделимы. Семья и работа были и остаются главными приоритетами. Моя карьера началась тогда, когда о работе еще никто из сверстников не задумывался. Это не плохо и не хорошо, это факт. Считаю, если ты любишь свою работу, то при поддержке семьи, прежде всего мужа, партнера, все получится.
По образованию вы журналист, окончили журфак МГУ…
Ирина: Кафедру рекламы и связей с общественностью. У меня прямой путь в профессии, step by step. Я довольно рано окончила школу, в 16 лет. Поступила на первый курс и почти сразу начала стажироваться в одном из лучших на тот момент коммуникационных агентств — R.S.V.P. Именно здесь прошла свою профессиональную «школу жизни», получила опыт больших кейсов. Хорошему пиарщику стоит через это пройти, чтобы посмотреть на процесс с разных сторон. В нашей сфере чем раньше начнешь практиковать, тем больших высот достигнешь, всегда будешь на шаг впереди. Примерно пять лет я работала по найму и уже пять лет работаю в собственном агентстве (в названии коммуникационного агентства PRITULENKOPR зашифрованы первые две буквы фамилии Ирины Притуленко. — Прим. ред.).
«Молодым актерам важно повышать узнаваемость — проектов будет больше»
Одно из ключевых направлений агентства PRITULENKOPR — работа с известными людьми. Второе — сотрудничество с российскими fashion-брендами. Оба направления вы развиваете параллельно?
Ирина: Да, это так. Стратегия коммуникационного агентства PRITULENKOPR сложилась сама собой: я делаю то, что хорошо умею. В пору работы по найму, в том числе в одном из лучших в свое время агентств — R.S.V.P., мне повезло получить опыт коммуникации с главными офисами международных компаний, с американскими, европейскими представительствами. Это глобальные структуры с вековыми традициями и особой корпоративной культурой (агентство R.S.V.P. осуществляло PR-поддержку десятка международных fashion-брендов, среди которых Phillip Plein, Trussardi, Santoni, Elisabetta Franchi и многих других, предоставляло полный спектр услуг «под ключ»: от экспертизы в классическом PR и событийном маркетинге до эффективных практик в digital-среде. — Прим. ред.). Мы создавали кампании, охватывающие все каналы коммуникации, готовили масштабные мероприятия с гест-листом на 300 человек. Позже я получила опыт взаимодействия с разных сторон, поскольку работала не только в агентствах, но и в компаниях, коммуницировала с PR-агентствами от имени заказчика. Со временем бренды уже приходили лично ко мне, за моей экспертизой.
Селебрити-маркетинг — тоже любопытная тема для разговора. Сегодня в портфолио PRITULENKOPR порядка 15 селебрити. Расскажите об особенностях индустрии: сформирован ли до конца этот рынок в России? Существуют ли четкие «правила игры» в этой области?
Ирина: Индустрия продвижения артистов в России только формируется. Я начала заниматься селебрити-маркетингом еще до открытия собственного агентства и продолжаю работать в этом направлении — изучаю тему, приобретаю опыт. Мы с командой стараемся развивать этот сегмент рынка, поскольку видим в нем эффективность и перспективу. Возможно, все больше театральных училищ и других профильных вузов будут включать данное направление в свои программы. Пока только отдельные специалисты говорят на своих курсах о необходимости продвижения актеров. При этом у нас много молодых талантливых артистов, которые не понимают, с чего им начать, куда двигаться. Получил диплом, нашел агента, получил первую роль. А дальше что? Существует множество крупных киноагентств, где огромное количество артистов работают с кинодиректорами, задача которых — делать так, чтобы актеры снимались в кино. В киноагентствах есть PR-подразделения, но это, как правило, очень условный штат, поскольку сложно одновременно и качественно продвигать 200 и более актеров. Случается, ко мне на первую встречу артист приходит со своим кинодиректором. Здорово, что они оба понимают необходимость PR-продвижения уже на начальном этапе. Я сейчас говорю не про аккредитации на дружественные мероприятия в индустрии, а про комплексный формат — продвижение на 360 градусов, когда клиента «водят за ручку», специально под него выстраивают стратегию, продумывают визуальный образ, истории, от которых зависит узнаваемость, в том числе попадание в дримкаст. Актерам важно повышать уровень узнаваемости, в том числе чтобы проектов стало больше.
«Роль инфлюенсера — это лодка, которой управляю только я сама»
Если поговорить чуть подробнее о вашей роли инфлюенсера: что дает эта роль, а что отнимает?
Ирина: Роль инфлюенсера — огромный источник вдохновения. Через эту площадку я дополнительно проявляюсь. Если агентству приходится играть по правилам, которые диктует рынок, то блог — это лодка, которой управляю только я. Сама решаю, каким будет содержание, в каком направлении двигаться, какие дополнительные профиты смогу получить. В зависимости от стратегии мой блог используется и как основа для расширения партнерства с брендами, и для коммерциализации. К слову, многие текущие наши клиенты и партнеры узнали обо мне именно из блога. Я уже давно не разделяю личное продвижение и агентство, все развивается параллельно. И это замечательно. В моем случае личное продвижение — это, во-первых, блог, в нем бренды могут сотрудничать лично со мной как с инфлюенсером, который сделает обзор, расскажет, протестирует, а во-вторых, подкаст про PR — «ЛЮБИМ, УМЕЕМ, PRАКТИКУЕМ», который я веду со своим партнером. Ну а если говорить о том, что отнимает роль инфлюенсера, — отнимает время, оно необходимо для создания контента. Без осознанной профессиональной стратегии проект будет довольно хаотичным.
С чего начать развитие личного бренда в 2024 году? Какими инструментами пользоваться? Каких ошибок советуете избегать?
Ирина: Обязательное условие — качественный контент и развитие соцсетей. Некоторые люди желают проявлять себя, но при этом имеют закрытый профиль или выкладывают публикации раз в полгода. Одному — страшно, другому — непонятно. Тот, кто не справляется сам, ищет команду. Ее состав может быть разным: специалисты по созданию контента, SMM, PR, личный ассистент, который помогает с тайм-менеджментом. Первый шаг — это всегда создание персональной стратегии.
Возможно, не все сейчас понимают, что имеется в виду, полагая, что речь идет о карьере — например, «хочу стать руководителем, как это сделать?»
Ирина: Персональная стратегия — это цели, задачи, планы по жизни и ответ на главный вопрос «Зачем?». Какие роли вы совмещаете? Что стоит за вашей работой? Может быть, вы путешественник? Возможно, вы посещаете все музыкальные фестивали мира, или давно мечтаете заниматься танго, или хотите совмещать работу с воспитанием ребенка? Мы не есть только наша работа, поэтому рабочая составляющая формулируется на основе ответов на эти вопросы, и параллельно таким образом формируется персональная стратегия. Кажется, что это элементарно. Но у 70% людей нет ответа на вопрос, в чем их персональная стратегия. Следующий шаг — ведение социальный сетей.
Какие площадки, на ваш взгляд, сегодня наиболее эффективны?
Ирина: В идеале это не только Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), но и другие площадки: Telegram, Pinterest, «Дзен», «ВКонтакте», — то, что вам ближе. Если времени нет, определите одну-две соцсети: например, Telegram и еще что-то. Третий шаг — формирование комьюнити, создание новых нейронных связей, когда вы выходите в публичное поле. Как и с чего начать? С коммуникации. Этому нужно учиться. Многие мои клиенты посещают курсы, чтобы хорошо говорить, стать увереннее. Следующий шаг — как попасть на нужные мероприятия, чтобы коммуницировать? Работая в медиасреде, можно легко использовать профессиональные связи — часто удается познакомиться и начать сотрудничество с правильным человеком. Другой путь — привлечь команду, которая поможет установить нужные контакты: маркетинговое или PR-агентство либо независимого консультанта, который выстроит стратегию. Есть вариант — пройти весь этот путь самостоятельно, но он требует больше времени для достижения результата. Кому как комфортнее.
Представители серьезных профессий часто сомневаются: «Вот я выставлю лишнюю историю или лишний пост. А что люди подумают?» Как себя убедить?
Ирина: Важно понимать, что этот инструмент работает, если вы размещаете контент каждый день. Попробуйте. Это непросто. Я веду агентство, знаю, в каком направлении развиваться, что нужно сделать для увеличения и удержания аудитории, и даже мне порой не хватает контента. Не ленитесь. Это ключевой фактор. Если человек, руководствуясь перечисленными правилами, будет развивать свой бренд хотя бы на протяжении полугода, он обязательно получит результат.
«Устроить „квартирник“ на десять PR-специалистов из разных индустрий? Это в духе нашего подкаста…»
Есть мнение, что сегодня подкаст — один из самых действенных инструментов продвижения личного бренда. И даже не важно, с видео или без видео. Это так?
Ирина: Абсолютно. Подкаст помогает привлечь новую аудиторию за счет органического трафика, обеспечивает просмотры, охваты, вовлеченность. Рекомендую.
Вы ведете подкаст про PR — «ЛЮБИМ, УМЕЕМ, PRАКТИКУЕМ». Можете вспомнить, с чего все началось и какими темпами росла ваша аудитория?
Ирина: Подкаст родился почти случайно. Порой ты целенаправленно обдумываешь тренды, но иногда они тебя находят сами. До нашего проекта существовало много подкастов о рекламных и маркетинговых инструментах, но вот профильного нишевого продукта о PR-продвижении, о коммуникации не было. Меня и моего нынешнего партнера по подкасту Катерину Минкевич коллеги позвали на свой подкаст в качестве гостей. Мы впервые оказались вдвоем у одного микрофона, нам сказали: «У вас есть два часа. Разговаривайте». И нас осенило — мы поняли, что нужно делать.
Некоторые ваши выпуски были похожи на «квартирники» на десять PR-специалистов — все из разных индустрий. Это реально впечатляло!
Ирина: Да, и аудитория отвечала нам взаимностью. Выпуск за выпуском мы получали огромное количество сообщений от коллег, от школьников, студентов, от людей, которым не хватает практических кейсов. Позже стали появляться новые темы именно о PR — не только о рекламных инструментах, но и о продвижении, о том, как сделать проекты с минимальным бюджетом. Был задан вектор, который сейчас продолжает развиваться в нашей индустрии — именно в сфере связей с общественностью.
Каковы три главных секрета успешного подкаста? Как записать то, что дослушают до конца?
Ирина: Первое важное правило, которое мы всегда нарушали и нарушаем: подкаст не должен быть очень длинным, иначе его сложно слушать. Продолжительную запись лучше делить на несколько коротких. Подкаст больше получаса — длинный. Но наши выпуски длятся час-полтора! (смеется) Второе правило — разрабатывать план подкаста. У некоторых авторов много «воды» и мало полезной информации. Третье правило — приглашенный гость должен быть интересным: либо ты открыл «жемчужину», обращая внимание индустрии на достижения этого человека (новые инструменты, подходы, высокие результаты), либо привел гостя, которого трудно заполучить. Это важно и с точки зрения продвижения, развития подкаста.
Реклама вашего подкаста транслировалась на кинотеатре «Октябрь». Это был вау-эффект. Отчасти потому, что PR-специалисты индустрии раньше в основном оказывались в тени, а тут такое заявление о личном бренде. Затем вы сделали рекламу на Таймс-сквер в центре Нью-Йорка. Кстати, в этот раз в это поверили не все, многие решили, что это фотошоп…
Ирина: Все было реально, все возможно. Существуют агентства, которые это делают. Люди действительно писали нам: «Неправда! Зачем это нужно? Не было вас там». А мы были, сделали это в первую очередь для русской аудитории. Безусловно, чтобы обратить на себя внимание, выделить среди других. Мы не ждали, что к нам после этого придут пять тысяч новых слушателей. Речь шла о нашей профессии, об имидже, о вау-эффекте. Нам было интересно — завирусился повод или нет. Все это привлекло внимание и привело новую аудиторию, что очень важно.
«Каждая встреча, разговор, спектакль, проект — это новая энергия»
Вы часто вдохновляете других. А что вдохновляет вас? Где вы тренируете свою насмотренность в профессии и в жизни?
Ирина: Главный источник вдохновения, островок спокойствия и безопасности — это моя семья. От нее я заряжаюсь и в ней перезагружаюсь. Сегодня мы начинали разговор с важности этой поддержки. Второй источник вдохновения — мои клиенты из числа творческих людей. Меня заряжает каждая встреча, разговор, спектакль, проект. Без этого никак. На все, конечно, времени не хватает. Многое еще не просмотрено, не изучено, но вся жизнь впереди. Вдохновляют и путешествия. Я человек воды. Моя стихия — моря, океаны, реки, озера. Это тихая, спокойная гавань, в которой я нахожу ресурс для восстановления и генерирую новые идеи.
Есть ли у вас фраза, которая могла бы претендовать на вдохновляющий статус в вашем мессенджере?
Ирина: В свое время я разместила эту фразу на своей странице «ВКонтакте»: «Если хоть что-нибудь важно, то важно все».
Интервью: Раиса Мурашкина
Фото: Валентина Ярцева